ПОГОВОРИМ О ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕМИЯХ

Поговорим о литературных премиях… В нашу эпоху глобализации совершенно чётко сформировалась тенденция подавляющей неавторитетности литературных премий, неизвестных широкому кругу пишущей и читательской аудитории. Подобные премии «широко известны в узком кругу» писателей и поэтов, участвующих в них за собственные деньги. Ушла в прошлое заинтересованность государства в популяризации настоящей, качественной, интересной современной литературы. А поэты, писатели, литературные критики, журналисты и блогеры существуют исключительно на  ресурсах интернета. Таковыми, общедоступными и удобными для публикаций авторских произведений являются, не в последнюю очередь, Stihi.ru и Proza.ru. Но времена широко издаваемых и растиражированных произведений авторов, делающих их узнаваемыми, любимыми  и востребованными ушли в прошлое, они не имеют в наши дни под собой твёрдой почвы. А почва эта в государственного уровня и масштаба литературной премии, которая будет сродни Сталинской и Ленинской премиям прошлого столетия.

Однажды во время интервью с известным французским изданием Paris Match Владимир Путин рассказал, что любит перечитывать произведения Владимира Набокова, Льва Толстого, Федора Достоевского и Михаила Лермонтова. Множество раз президент освежал в памяти произведения Александра Дюма. В юном возрасте он любил  сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, Путин даже учил её наизусть… В интервью газете Bild глава государства признался, что со школьных времен помнит легенду о Лорелее, вероятно, имелось в виду стихотворение Генриха Гейне, и ценит поэзию Гёте. При этом, с творчеством современных немецких авторов знаком «не так хорошо, как бы хотелось». А любопытно было бы узнать его мнение о современных российских авторах, не правда ли?

Итак, какие же премии всколыхнули Год Литературы 2020? «Большую книгу 2020» получил Александр Иличевский за роман «Чертёж Ньютона», вторую премию получил Тимур Кибиров за роман «Генерал и его семья», изданный  Individuum, На третьем месте — Шамиль Идиатуллин с романом «Бывшая Ленина» («Редакция Елены Шубиной»). Итоги народного голосования не сильно разошлись с мнением большого жюри, и опять на манеже – всё те же:

  1. Михаил Елизаров «Земля».
  2. Дина Рубина «Наполеонов обоз».
  3. Алексей Макушинский «Предместья мысли. Философическая прогулка».

Кроме того, был подведен итог конкурса литературных блогеров, объявленных «самозанятыми читателями, которые не встроены ни в какие иерархии». Победителем третьего сезона премии «Литблог» оказался Сергей Лебеденко, автор телеграм-канала «Книги-жарь».

Инновацией необычного года стала номинация «За вклад в литературу». До сей поры этой почетной награды Совета попечителей «Большой книги» награждались сугубо отдельные личности, такие, как Валентин Распутин, Александр Солженицын, Наум Коржавин, Людмила Петрушевская, Евгений Евтушенко, Андрей Битов, Даниил Гранин, Леонид Зорин, Виктория Токарева, Питер Мейер — и даже, по случаю 150-летия, Антон Чехов. Но в этом году формат награды honoris causa было решено немного поменять и вручить ее сразу 130 персонам – коллективу Роспечати.

Итак, на манеже – всё те же. О каком участии в подобного рода премии можно говорить, когда после Чехова она вручается Роспечати?..

«Ясную поляну» получили Евгений Чижов и Патрисия Данкер, так как премия вручается в двух основных номинациях: «Современная русская проза» и «Иностранная литература». В общей сложности в 2020 году было номинировано сто пятьдесят произведений, опубликованные как в виде отдельной книги, так и в литературных журналах. В финал же попали шесть книг… Премию «Национальный бестселлер» получил Михаил Елизаров, финалист премий Андрея Белого и «Русский букер». Председатель оргкомитета «Нацбеста» избирается на год или два, так что шансов у молодых писателей, не успевших ещё засветиться в подобных премиях, равны нулю… Ну, и скажу про «Новую словесность» или премию «НОС», учреждённую в 2009 году. Итоги премии за 2019 год проводились в Московском центре Мейерхольда, где победителем стал нью-йоркский врач Александр Стесин с мемуарным романом «Нью-Йоркский обход». Напомним, что победитель премии получил, помимо памятной статуэтки, 700 000 рублей. Еще по 40 000 рублей получили все финалисты. При самом беспристрастном анализе вышеперечисленных премий на лицо клановость, ориентированность на уже известные имена, бартер и местечковость.

В настоящий момент даже члены самого многочисленного и престижного Союза Писателей России участвуют в премиях, объявленных организацией, опять же за свои финансовые ресурсы. И это премии имени Блока, Ахматовой, Гумилёва, Достоевского, Грина, в которых могут принять участие все желающие и платёжеспособные члены СП России! Что это, как не профанация высокого литературного уровня и мастерства? Участвовать в премиях, равно как и в конкурсах родной организации необходимо. Но, с другой стороны, где же честное и бесплатное участие для членов писательских организаций, и без того исправно платящих ежегодные членские взносы? Где помощь литературного фонда писателям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации? Фонда, тоже живущего сейчас исключительно на членские взносы? Для кого или для чего они? На настоящий момент премий изобретено великое множество. Получается, сам проплатил себе участие в премии и ещё не факт, что окажешься её лауреатом. Точно также обстоят дела и с премиями уважаемых порталов Stihi.ru и Proza.ru. Чтобы принять участие в таких премиях, как, например, «Поэт года» и «Писатель года» в их разных номинациях, ты должен заплатить за участие и публикацию в «премиальных» сборниках. А потом ещё и выкупить авторский экземпляр! А как же система гонораров за честный и профессиональный труд? Я не говорю уже о выявлении и поддержке молодых, талантливых и неизвестных широкой читательской аудитории авторов. Здесь жизненно необходимо что-то менять на государственном уровне. Не стоит забывать, что престиж нашей страны поднимали и поднимают широко за её пределами во все времена великие русские писатели и поэты. А сейчас многомиллионная армия светских хроникёров, авторов низкопробных детективов и мыльных love stores, блогеров широкого разлива и борзописцев жёлтой прессы просто погребают под ворохом своих «шедевров» настоящий, высокий культурный уровень великой русской литературы. Плачевная ситуация создаётся не только на базах современных издательств – условия диктуются книжным рынком. И то, кого пойдут завтра покупать читатели разных возрастов и интересов целиком и полностью зависит от поддержки государства, а именно от неподдельных и непроплаченных из собственного же кармана лауреатов Национальной Литературной премии, которая жизненно необходима для поднятия как самооценки талантливых и гениальных писателей и поэтов, так и для поднятия авторитета нашей великой литературы, как в пределах нашей необъятной родины, так и за её рубежами.

Татьяна АКСЁНОВА.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


двадцать − 11 =