ДОХОДНОЕ МЕСТО: НОВОЕ СТАРОЕ ПРОЧТЕНИЕ

«Доходное место» в Театре «Московская оперетта» поражает тем, что переведённая в музыкальный жанр пьеса Александра Островского не утратила ни одного мотива, сюжетной линии и пророческого смысла.

Наоборот, расширила их через музыку, танец, ритм, новое отношение к проблематике и поиск сегодняшней интонации вечного русского сюжета о чиновниках. Философия взяточничества, даже некий пафос сословия получили впечатляющий размах – настоящая стереоскопия типов, обычаев, этических правил. Самобытный мир зелёных сюртуков, снующих в непрестанном творении. Шелест взлетающих в воздух и мягко опадающих листков бумаги, как бы живых и трепетных. Сигнальная система, обозначающая гамму настроений: любопытство, опасность, тревожное ожидание. Равно как и радостное разрешение от бремени неизвестности – и тогда «зелёный шум» преображается в едином порыве, разрозненные мелкие пазлы находят друг друга, послушно и согласно строятся в пирамиду, на вершину которой кто-то сейчас вознесён. «Движуха» увенчивает самоё себя в победном фирменном знаке и символе.

Ёмким образным приёмом Валерий Архипов – режиссёр и хореограф в одном лице – выстроил отношения людей, их зависимость друг от друга, правил среды, задал ритм (важнейшая составляющая мюзикла). Достигнут необходимый синтез: пьесы Александра Островского, очаровательной и лиричной музыки Геннадия Гладкова, остроумного либретто Юлия Кима и возможностей труппы Театра «Московская оперетта», прирастающих год от года выпускниками-вахтанговцами (целевые курсы знаменитой Школы им. Б.В. Щукина сочетают базовое воспитание и музыкально-жанровую прививку оперетты).

Созданная к кинофильму «Вакансия» (1981), а ныне собранная из кусочков и блестяще переоркестрованная музыка Геннадия Гладкова лишена бьющей в глаза шлягерности. Но не лишена лиризма, выразительности, ритмического разнообразия. Дирижёр Валерий Семёнов добивается целостности и гибко управляет ажурной материей, переходами, буквально бликами настроений, жанровыми красками и всей вокально-танцевальной стихией «Доходного места». Музыка вышла из-за кадра, стала не сопровождать, а подстёгивать действие. На театральной сцене открылись полнее её достоинства. Лирическая тема Жадова и Поленьки («Дождик, дождик…») словно привязывает их друг к другу вопреки разлучающим обстоятельствам; хорал чиновников («О превосходное место доходное»); жанрово-бытовые сцены Кукушкиной (Елена Ионова) с дочерьми Юлинькой и Поленькой (Алёна Голубева и Екатерина Кузнецова); исполненный драматизма монолог Анны Павловны Вышневской (Анна Новикова); кульминационная сцена чиновничьих откровений в трактире, когда Юсов запевает в русском народном стиле и сбивается на родную строевую («Бери, бери…»)… Всё распето широко, выразительно и так же станцовано – остроумные пластические комментарии мгновенно возникают и смываются наплывом следующих событий (мужской кордебалет – 12 артистов).

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


четыре × четыре =