ВЛАДИМИР БОЯРИНОВ: О КУЛЬТУРЕ ЧТЕНИЯ И НЕ ТОЛЬКО…

Московская городская организация Союза писателей России решила возродить традиции домашнего чтения. Разговор с Председателем МГО Союза писателей России Владимиром Георгиевичем Бояриновым о старинных семейных традициях, проектах МГО СПР и необходимости изучения отечественной классики.

– Владимир Георгиевич, не так давно вы предложили возродить, казалось бы, давно забытую традицию домашнего семейного чтения. Почему именно сейчас?

– Ну, как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. В наше время, время глобальных перемен практически во всех сферах жизни, будь то, экономика, политика или культура, вытесняются старые традиции и устои, как отжившие и не нужные. Я не говорю, что это плохо. Это вполне нормальные процессы. Но ведь не всё старое – плохо и несовременно.

Мы, литераторы, не можем обходить проблемы и противоречия времени, в которое живём и о которых пишем. Писателю всегда важно «из первых рук» получить живой отклик от встречи с читателями, поскольку такое общение является, если хотите, питательным раствором для творчества.

Московская городская организация Союза писателей России старается не терять связи со своими читателями, мы постоянно разрабатываем и реализуем различные интересные программы, ориентированные на культуру чтения. Одним их наших самых крупных просветительских проектов последних лет стала программа «Встречи с писателями» в библиотеках Москвы, проводимая совместно с Департаментом культуры города Москвы при информационной поддержке  Литературной газеты. В среднем, за год мы проводим более 150 встреч писателей с читателями, включая встречи со школьниками. Совместно с библиотеками Москвы мы провели анкетирование школьников, чтобы, определить отношение подрастающего поколения к чтению художественной литературы.

Что вы можете рассказать о результатах анкетирования?

– Вы знаете, мы получили достаточно интересную информацию.

Во-первых, у нашей молодежи сохранился интерес к чтению! И это отрадно. Но, выяснилось, что во многих семьях вообще нет домашних библиотек. Особенно это касается новостроек и спальных районов, там у 70-80% москвичей нет дома книг. И это не всегда зависит от социального статуса или уровня образования родителей.

Во-вторых, люди чаще читают с электронных носителей, хотя и любителей бумажных традиционных книг тоже хватает. И всё же, интернет проник во все сферы человеческой деятельности, включая литературу, и от этого никуда не денешься.

В-третьих, любая информация кажется сегодня доступной, благодаря интернету. И там, действительно, можно найти информацию по любому запросу. Только достоверность многих материалов я бы назвал спорной. Неискушенному молодому поколению сложно отфильтровать надежные источники информации от сомнительных. Особенно остро эта проблема встает при поиске сведений по гуманитарным наукам: культурологи, литературе, отечественной истории и т.д. В результате, говоря словами Максима Горького «где отсутствует точное знание, там действуют догадки, а из десяти догадок девять – ошибки».

В-четвертых, в-пятых, в-шестых и так далее – в наш стремительный и прагматичный век многие взрослые, молодые и даже совсем юные читатели воспринимают чтение как тяжелую работу. Конечно! Гораздо быстрее, проще и удобней найти в интернете чей-то пересказ или просмотреть «прикольный» комикс, чем прочитать литературное произведение «от корки до корки», почувствовать переживания героев, научиться им сопереживать, попытаться понять мотивы героев, а значит, стать  духовно богаче, умнее и взрослее.

Вокруг давно и упорно обсуждается необходимость воспитания всесторонне развитого, «креативного» молодого поколения. Но скажите, как может такое «юное дарование» что-то «скреативить», если оно не знает азов собственной культуры, если оно не читало даже русскую классику?!

Это уже диагноз заболевания, от которого не излечишься волшебным противовирусным препаратом. Здесь необходима «прививка» чтением. И прививать любовь к чтению нужно с дошкольного возраста. Потому что только книги способны открыть  ребенку новый, еще неизведанный и такой огромный мир! И раз уж современные дети так любят интернет, то давайте пользоваться возможностями всемирной паутины для пропаганды чтения.

– То есть, проведенные исследования натолкнули вас на мысль о создании семейной литературной энциклопедии «Отцы и дети»?

– Да! Если любовь к чтению не прививать с раннего детства, то добиться, чтобы взрослые люди интересовались литературой, очень трудно. Ведь очевидно, что обучение навыкам чтения является базовой ступенью образования. Взрослый человек, не обладающий образным мышлением, будет читать только инструкции к бытовой технике. Ему остальное не интересно! Чтобы не прийти в скором времени к столь плачевным результатам, лучше всего начинать обучать детей чтению художественных книг с раннего детства. И делать это должны родители, семья.

Многие из тех, кто приобщались в детстве к чтению в кругу семьи, наверняка очень хорошо помнят свои первые книжки, которые им  читали их родители, бабушки или дедушки; также как и помнят о собственных открытиях в увлекательном и бескрайнем мире литературы.

Мы начинаем проект «Семейная литературная энциклопедия «Отцы и дети», чтобы вернуть детям и родителям живое общение с книгой.

– Как вы планируете решать проблемы, связанные возвращением традиций домашнего чтения в современных условиях?

– Как я уже сказал, интернет давно вошел в нашу повседневную жизнь, и отказываться от него мы не призываем. Более того, мы рассматриваем интернет, как источник информации, из которого нужно уметь получать нужные знания, и, главное, достоверную, проверенную информацию. Пожалуй, это особенно актуально для учащихся средних и старших классов.

Если для детей дошкольного возраста самым надежным способом приобщения к книге остается традиционное чтение, то для школьников умение пользоваться интернетом для получения нужных сведений является сегодня необходимым навыком. В наше время невозможно добиться чего-то в жизни, не обладая умением быстро искать нужную информацию.

Сегодня очень востребованы онлайн библиотеки, где можно скачать или почитать отечественные и зарубежные  произведения. Я считаю, что сетевые библиотеки сами по себе не хуже классических публичных или школьных библиотек, теоретически в них тоже можно бесплатно получить весь набор классической литературы, относящийся к школьной программе. Но у читателя возникает вопрос –  насколько достоверен скачиваемый текст? По одному запросу, например «Пушкин», можно найти обилие ссылок и текстов, не имеющих никакого отношения к классическому произведению. Даже продвинутый  пользователь не всегда может найти нормальный текст – идентичный академическому. Я говорю сейчас о том, что в интернете очень часто публикуются, например, сокращенные версии романов. Когда возникает необходимость углубленного изучения классики, например, при написании рефератов или при подготовке к школьным олимпиадам – количество ненужной, а порой вредной информации вырастает даже не в разы, а в сотни раз.

Доверяя ребенку самостоятельный поиск учебного текста в сети, родители должны быть уверены, что он найдет необходимую информацию, а не рекламу одноименных напитков и ресторанов, или посторонние произведения, от которых ребёнка хотелось бы оградить, как минимум до совершеннолетия.

– Какие задачи вы планируете решать при помощи проекта «Отцы и дети»?

– Задач у нас много. Мы уже наметили основные задачи, на решение которых мы хотим сосредоточиться в первую очередь.

Во-первых, создание большого портала «Отцы и дети». Это будет простая и понятная система ссылок на достоверные, утвержденные Министерством просвещения Российской Федерации или подтверждённые ИМЛИ тексты произведений школьной программы для обязательного и внеклассного чтения. Я имею ввиду Литресс, электронные фонды Российской государственной библиотеки, и другие источники.

Во-вторых, мы планируем провести серию мини-олимпиад по чтению в Москве, а также общероссийскую семейную олимпиаду по литературе «Отцы и дети» с участием школьников и их родителей. Надеемся, что к нам подключатся и партнеры из других городов.

Скажу сразу, что наш проект рассчитан не на год, и даже не на два. Это долгосрочная программа, которая, как мы надеемся, изменит отношение к чтению в нашей стране, хотя бы частично. Разумеется, для этого потребуется объединить усилия образовательных, научных, творческих и общественных организаций, а также региональных и муниципальных властей. В настоящее время мы готовим заявку на поддержку проекта в Фонд Грантов Президента Российской Федерации.

Думаю, самым важным будет первый год реализации проекта, когда нужно будет сформировать основной информационный массив портала и сделать его посещаемым. Мы готовы к работе, потому что понимаем – основная миссия писательских организаций, это как раз пропаганда чтения и привитие у подрастающего поколения любви к классике и современной литературе. Мы уверены, что создание большого информационно-познавательного портала поможет нам эту миссию выполнить.

С Владимиром БОЯРИНОВЫМ беседовал Юрий МАКСУДОВ

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


13 + 5 =