ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ СОВРЕМЕННЫХ СМИ

Woman Reading the Business Section

По какому принципу мы выбираем заголовки? Чем они нас цепляют? Сегодня я выясню, что же скрывается за построением заголовков и какие приёмы для этого используются.

Психолингвистика изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Поэтому автор, пишущий статью, должен знать эту науку, ведь он собирается повлиять своим текстом на людей.

Человек находится в постоянном информативном потоке, из которого он получает деловой, развлекательный, новостной контент. За последние десятилетия промышленные средства коммуникации добились высочайшего уровня, тем самым приумножив нагрузку на человека. Также у людей не остаётся времени читать новостной контент «от корки до корки». Рынок масс-медиа заполнен всевозможной информацией, в результате чего конкуренция СМИ увеличивается с каждым годом. Из этого следует, что разработчикам нужно искать новые методы воздействия на аудиторию.

Заголовки вызывают интерес пользователей, поэтому редакторы пользуются помощью определённых элементов воздействия. Различные названия публикаций осуществляют информативную функцию, приглашая читателя прочесть статью, если она содержит интересную для него информацию. Это помогает понять ценность публикации, увидеть журналистскую позицию.

Случайный интерес к тексту притягивают заголовки, взбудораживающие целый спектр эмоций читателя: интерес, негодование, удивление, восхищение или даже страх.

В ходе моего наблюдения я предполагаю, что правильно созданный заголовок может сыграть основную роль в статье и подтолкнуть людей всё больше и больше интересоваться информационным контентом.

Нынешние наблюдения позволяют утверждать, что заголовок является одним из ключевых элементов публицистической статьи. Несмотря на наружную простоту, заголовок воспроизводит оценку подаваемого контента: индивидуальные приоритеты автора, позиции редакции, политические и идеологические установки и культурные ценности.

Воздействие на человека всегда происходит посредством определенных психолингвистических приемов влияния. Психология изучает сознание и подсознание индивидуума, а также механизмы и технологии воздействия на них. Сознание – это то, что мы видим, чувствуем, осязаем, и мозг обрабатывает эту информацию. Но сознание принимает только то, что считает главным, остальное, второстепенное, сбрасывает в «черный ящик» подсознания. Подсознание – это форма сознания, которую человек «проектирует» неосознанно посредством накопленного опыта. Это может быть система двигательных навыков, нормы поведения и т. д. Пример: потерялась дома вещь, но подсознание знает, где она, просто сознание заблокировало эту информацию, а глаза мельком видели ее, лежащую на полке.

По психолингвистическому признаку заголовки делятся на следующие виды:

– Ассоциативный – заголовок, вызывающий необходимую ассоциацию. Пример: «У нас в саду растёт аленький цветочек» – ассоциация со сказкой С.Т. Аксакова

– Игровой заголовок – как правило, развернутый на принципе языковой игры. Он активизирует двойственную ассоциацию, чем заставляет подсознание работать активнее. Пример: «Дело – труба» – статья про прокладывание труб в городе.

– Заголовок-неологизм – организованный по принципу создания новых слов. Вынуждает к уже определенному мыслеобразу фиксировать новую схему. Пример: «Гаджетомания и гаджетофобия, которые нас съедают» – злободневные проблемы современного человека.

Таким образом, приёмы формулирования заголовка были изобретены с учетом данных психолингвистики, что помогает выбрать нужное заглавие, которое будет оказывать необходимое влияние на человека. Подобное заглавие будет оказывать воздействие на сознание и подсознание читателя порядком специфических приёмов:

  • Полезность.

Например, человек хочет похудеть и ищет для себя нужную информацию. Встречает два заголовка: «САМАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ ДИЕТА» и «ПОХУДЕНИЕ НА 3 КИЛОГРАММА ЗА 2 НЕДЕЛИ».

Надо понимать, что человек не ищет саму диету, он хочет похудеть, то есть увидеть непосредственный результат. Поэтому автор должен чётко показывать пользу. Конечно, второй заголовок окажет больший эффект на читателя, и он полностью ознакомится со статьей.

  • Ультраспецифичность.

Надо давать людям больше конкретики, особенно это касается предложения каких-либо услуг. Например: «МАСТЕР КЛАСС ПО ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ ПО СТОИМОСТИ 2 ЧАШЕК КОФЕ». Здесь автор показывает человеку, что вместо 2 чашек кофе (т.е. за относительно маленькую сумму) он может пройти курс по ораторскому искусству.

  • Ограничение во времени/эффект дефицита.

Этот приём основан на принципе «куй железо пока горячо». Например, «ВЫ МОЖЕТЕ ПРИОБРЕСТИ ЭТОТ КУРС ТОЛЬКО СЕГОДНЯ/ В ТЕЧЕНИЕ N-го времени этот курс будет продаваться со скидкой 50%» Таким образом, автор цепляет потенциального клиента, и он с большой вероятностью здесь и сейчас приобретёт продукт, а не пойдёт искать ещё варианты.

  • Уникальность.

Поскольку битва за потребителя ужесточается, авторам статей и рекламы нужно выделяться, чтобы их текст не потонул среди похожих, замыленных объявлений. Поэтому приходится объяснять уникальность предложения. Например, вместо приевшегося «ЭТО НАТУРАЛЬНЫЙ, ПОЛЕЗНЫЙ ЙОГУРТ ИЗ СВЕЖИХ ПРОДУКТОВ» можно написать «НАШ ЙОГУРТ МЫ ГОТОВИМ 20 ЧАСОВ». Такой заголовок вызовет интерес своей необычностью.

Виды заголовков:

  1. Информационные – информирование пользователя о наличии тех или иных данных. Вы по факту сообщаете человеку, что он найдёт в данной статье. Пример: «БАНКОВСКИЕ КАРТЫ ДЛЯ ЗАПУСКА РЕКЛАМЫ В FACEBOOK».
  1. Вопросительные – заголовок в виде вопроса, который подразумевает ответ в самой статье. Пример: «КАК ПУТЕШЕСТВОВАТЬ СО 100$ В КАРМАНЕ?»
  1. «Хайповые». Чаще всего в таких заголовках присутствуют имена звёзд или последние обсуждаемые события. Его цель – собрать вокруг себя как больше шумихи. Пример: «НАЙДЕН ДВОЙНИК БУЗОВОЙ».
  1. Выгодные. Самое главное тут – не обманывать. Человек должен получить то, что ему обещали в заголовке. Пример: «ПОДПИСКА НА БЕЗЛИМИТНОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ ВСЕГО ЗА 100 РУБЛЕЙ».
  1. Юмористические. Смех продлевает жизнь! Но, главное в таких заголовках, знать, что твой юмор оценят. Пример: «ЧУДАК НА БУКВУ М» (статья о некоем Максиме).
  1. Интригующие. Такие заголовки должны вызвать у человека любопытство, интерес, чтобы прочитать статью. Пример: «….ТАКОГО ТЫ НАВЕРНИКА НЕ ВИДЕЛ».
  1. Персонализированные. Такие заголовки относятся к тому или иному месту, человеку, группе людей и т.д. Пример: «ТОЛЬКО ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ!…»
  1. Призывающие к действию. В таких заголовках используются глаголы в повелительном наклонении, которые прямо говорят человеку, что он должен сделать. Пример: «ЗАПИШИСЬ НА ПРОБНЫЙ УРОК ТАНЦЕВ».

Надо сказать, что подобные заголовки могут, как помогать ориентироваться в информации, так и пагубно влиять на состояние человека. С одной стороны, с помощью заголовков, составленных с учетом психолингвистики, мы сразу включаемся в текст, понимаем, о чем он. Это экономит наше время. Но с другой стороны, это оказывает излишние влияние на сознание человека.

Я думаю, что каждому из людей, кто потребляет новостной и развлекательный контент (то есть почти всем) следует быть в курсе психолингвистических рычагов воздействия на сознание человека. Безусловно, мы не отследим всё, но надо понимать, что выбор товара или мнения продиктован не только нашим желанием, но и заказчиками статьи.

Мне кажется, что современный читатель, осознающий механизмы действия убеждений и их систем, сможет применять эти знания с пользой для себя и окружающих.

Вера ШЕВЧЕНКО.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


девятнадцать + семь =