ОТ АМУРА ДО БАЛТИКИ И ОБРАТНО

Отгремел четырнадцатый открытый всероссийский фестиваль молодых поэтов «Мцыри». Именно «отгремел», потому что событие, собравшее более шестидесяти молодых поэтов из двадцати четырех регионов России от Хабаровска до Калининграда, уже никак не назовёшь камерным.

В торжественном белом зале клуба «Колесо времени» под вспышки фотокамер и аплодисменты публики свершилось настоящее пиршество поэзии.

«Это был, пожалуй, самый масштабный фестиваль за всю его историю. – говорит бессменный директор фестиваля, поэт Александр Чистяков. – Благодаря Президентскому гранту мы получили возможность провести очные отборочные туры в пятнадцати регионах. У многих молодых поэтов появился шанс вырваться за рамки своего региона. Зачастую, хорошие молодые поэты ограничиваются участием в местных фестивалях и стесняются выходить на всероссийский уровень. А мы уже пятнадцать лет ездим по стране и находим самых ярких и талантливых.»

Блестящей кульминации предшествовал тяжелый труд организаторов, мастеров и ценителей фестиваля. Параллельно с обработкой интернет-заявок проводились отборочные туры в регионах.  Велась активная, а иногда и напряжённая переписка. В этом году в фестивале приняло участие большое количество студентов и даже несколько школьников! Поездка в Москву – не дешёвое удовольствие. Многие молодые поэты, не смогли бы оказаться на суперфинале, если бы не поддержка региональных властей и ВУЗов. Самым молодым лауреатом фестиваля стала тринадцатилетняя Илона Аристова из города Кирова. Её простые, но искренние стихи покорили многих ценителей и в особенности – известного московского поэта и реставратора Игоря Грая, который наградил Илону специальным призом, антикварной чернильницей XIX века.

Предварили воскресные поэтические страсти традиционные для Мцыри мастер-классы. На сей раз, общение мастеров и финалистов состоялось в просторном читальном зале библиотеки… на Шаболовке и продолжалось без малого десять часов с небольшим перерывом на ланч. Не менее продолжительным был Большой финал состоявшийся в субботу. Жюри собранное из мастеров отбирало двадцать и одного финалиста, которые боролись потом за два призовых места и Гран-при. Среди мастеров фестиваля – известные московские поэты и литераторы, члены творческих союзов, лауреаты премий в области литературы: Дмитрий Ерохин, Игорь Грай, Андрей Щербак-Жуков, Марина Алексеева, Антон Аносов, Олег Столяров, Евгения Онегина, Андрей Корольков, Николай Калиниченко, Сергей Злыднев, Александр Козлов, Сергей Суворов, Юлия Мамочева, а также наравне со всеми – директор фестиваля «Мцыри» Александр Чистяков. Отдельно хочется отметить самоотверженный труд и мощную созидательную энергию мастера фестиваля, со-ведущего двух финалов и прекрасного поэта из Севастополя Алины Стародубцевой (Ли Гевары). С её легкой руки импровизированная барабанная дробь, которую отбивали по столам более сотни гостей и участников мероприятия – стала настоящей «фишкой» финалов.

Суперфинал судила коллегия ценителей в составе известного актера, звезды театра и кино Александра Цуркана, биографа и писателя Виктории Балашовой, писателя Юрия Быкова, фотохудожника Ивана Филимонова, писателя Виктории Ткачёвой, поэта-пародиста Алексея Тараканова. Возглавлял коллегию ценителей поэт, писатель, главный редактор Литературной газеты Максим Замшев.

Для тех, кто давно работает с молодыми поэтами, каждый год приносит открытия. В этом году новыми центрами поэтического притяжения для мастеров и ценителей стали Валерий Селивёрстов (Нарьян-Мар), Виктор Шагиахметов (Кемерово), Антон Суслов (Омск) Мария Коловрат (Новокузнецк), Елена Трофимова (Краснодар), Дмитрий Дергалов (Нижегородская область), Назар Колковец (Санкт-Петербург), Надежда Келарева (Северодвинск), Лидия Леонтьева (Уфа), Амадеуш Вуйцик (Сестрорецк) и ряд других поэтов.  Мария Фроловская (Зеленоград) порадовала спелыми стихами про варенье, Зарина Бикмуллина (Казань) прочла трогательное, но многозначительное стихотворением про суслика. Приз зрительских симпатий отправился в Астрахань с живой, эпатажной и очень артистичной Юлией Афониной и ее шаловливым стихотворением про Амура.

Среди суперфиналистов приятно было увидеть добрых друзей и многократных участников фестиваля: Марию Мануйлову (Маню Кармен), Алёну Мосину, Алексея Тихонова, Антона Кобеца.

Отрадно, что поэты ближнего зарубежья также не обходят вниманием фестиваль. На этот раз побороться за гран-при в Москву приехали представители из Абхазии – Нюта Чичба и Белоруссии – Даниил Лысенко (Облако Гойи), Полина Кучук, а среди заявок (о боги!) была замечена Польша.

Второе и третье место заняли опытные, уже проявившие себя на фестивалях и конкурсах поэзии Виктория Манасевич (Сопрано) и Александра Шалашова, Зато первое место никто из мастеров не смог предугадать. Гран-при фестиваля Мцыри – своеобразный поэтический Оскар, работы известного московского скульптора Алексея Чебаненко завоевала хрупкая, эмоциональная и надрывная Анастасия Жирнякова (Ростов-на-Дону).

…Когда ты вспоминаешь обо мне –

Прошу тебя, не думай о войне.

Я знаю: по ту сторону листа

Иная правда. Там война не так

В этом году фестиваль не только собрал рекордное количество гостей и участников, но ещё и обновил внешний облик. Новый мажорный стиль «Мцыри» — дело рук молодого московского дизайнера Дарьи Копанс был по достоинству оценен участниками.

Полиграфическую поддержку оказало неизменно-надежное, дружное с поэтами Москвы и России издательство «У Никитских ворот».

Беспристрастные судьи на финалах – в кулуарах мастера и ценители, многие их которых пишущие поэты, долго и бурно обсуждали едва ли не каждого из участников. Сами принимались цитировать и читать стихи. Это желание поэзии за поэзией само по себе говорит о том, что уровень выступающих по большей части был выше среднего. Потому что только хорошие стихи могут индуцировать у истомленных судейством мастеров желание читать ещё. Было также высказано мнение, что на сей раз до Москвы докатилась средняя часть мощной волны молодых авторов, которая начала своё движение ещё шесть-семь лет назад с таких известных ныне имён как Александр Антипов, Алексей Шмелёв, Юлия Мамочева, Стефания Данилова, Арс Пегас и многих других. Может быть эти ребята и не сверкают так ярко, как авангард, но зато формируют плотный, насыщенный культурным кодом слой, который по сути своей и является базисом для нового поколения российских поэтов.

Николай Калиниченко.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


пятнадцать − тринадцать =