МОЖЕТ ЛИ КУКОЛЬНЫЙ ФИЛЬМ БЫТЬ ИНТЕРЕСЕН СОВРЕМЕННОМУ ЗРИТЕЛЮ?

В современном мире технологий и развлечений, когда процветает компьютерная анимация и игровое кино становится более востребованным и популярным, на второй план отходит кукольная анимация. Ещё с самого появления, эта техника не пользовалась большим успехом, так как взрослое поколение считало её «несерьёзной» и даже излишне «инфантильной», а детей она попросту пугала. Но есть случаи, когда кукольные мультфильмы становились чудом для кинематографа, а вовсе не ядом для глаз. К примеру – фильм американского режиссёра Уэса Андерсона – «Бесподобный Мистер Фокс», снятый пo мотивам одноимённой книги английского писателя Рoальда Даля и вышедший на экраны осенью 2009 года. Название на языке оригинала – «Fantastic Mister Fox». Мультфильм занимает 15 место среди самых кассовых кукольных мультфильмов по всему миру.

Сюжет строится вокруг хитрого лиса и его конфликта с напыщенными фермерами, которые устали от его нападений на их курятники и собираются отомстить, уничтожив врага и его семейство. Пушистой семейке, которая недавно купила дом в большом дубе, приходиться бежать и учиться выживать в условиях войны. К сожалению, под атаку со стороны фермеров попали и другие животные, и им тоже приходится покинуть свои дома. И они явно этим недовольны, поэтому враждебно относятся к Мистеру Фоксу, так как считают, что это он виновник происшествий. Путём договорённости и сплочения им удается победить фермеров, и всё заканчивается хорошо для всех животных.

В самом расцвете творческих сил режиссёр впервые обратился к кукольному жанру в этом фильме. Эксперимент однозначно удался, для экранизации он выбрал детскую книгу, но на выходе получилась совсем недетская, остроумная и немного абсурдная комедия, полная фирменного «Андерсоновского юмора».

Несмотря на неоспоримую оригинальность, для разных возрастов мультфильм воспринимается по-разному. Практически всем с первого взгляда он кажется обычной несерьёзной сказкой для детворы.

Но его нельзя назвать исключительно детским. Это фильм для широкой аудитории, он затрагивает как подростков, так и старшее поколение. Он поднимает тему семейных проблем у взрослых. Например, недооценивание собственных детей, их самостоятельности и возможностей, расплата по счетам со «старыми приятелями» и личностный конфликт.

Я провела опрос среди сверстников и взрослых, чтобы понять, как его воспринимают разные поколения.

Каким этот фильм предстаёт перед взрослым человеком? Серьёзная точка зрения, обличитель семейных «заморочек» и своеобразный отдых от повседневности. «Мультфильм можно показывать детям, невзирая на нецензурную лексику и некоторые нюансы, но они оценят его не так глубоко и точно, как аудитория постарше, которая уже пережила подобные кризисы на своём опыте».

 Что касается детского взора

«Мультик понравился своими яркими красками, живописными пейзажами и говорящими животными, которые ведут себя подобно обыкновенным людям. Смотреть его может кто угодно и в каком угодно возрасте, потому что мир этой кукольной анимации очень богатый, яркий и запоминающийся. Без возрастных ограничений».

Несмотря на «несерьёзную кукольность» – оригинальный стиль режиссёра, в котором он сочетает юмор и напряжение, создаёт атмосферу собственного мира, цепляет своей нешаблонностью и узнаётся с первого взгляда. Поэтому этот фильм легко и интересно смотреть.

Для Уэса Андерсона важен аспект семьи и уюта. Дом для него – «полная чаша». Например, в фильме «Семейка Тененбаум» родня, которая раскидана по всей планете, приезжает в один дом для сплочения и для победы на трудной жизненной ситуацией.

Еда также важна для него, особенно много экранного времени ей уделяется в «Бесподобном Мистере Фоксе». Трапеза в фильмах американского режиссёра иллюстрирует настроение и состояние героя в данный период. Например, когда пушистая семейка главного героя кочевала под землёй в поисках нового места жительства, им приходилось довольствоваться тем, что у них есть, и питаться грязью. Чуть позже, когда лисы сплотились с другими животными и начали работать сообща, у них получилось добыть себе хороший ночлег и вкусную еду, такую как готовая курица, спелые яблоки и тёплая выпечка. Соответственно, чем лучше становилась ситуация у персонажей, тем сытнее и вкуснее у них была еда.

Неспроста в этом кукольном мультфильме еде уделяется так много внимания и экранного времени. Она, как и персонажи, играет важную роль в повествовании и добавляет красок и естественности происходящему. Картина с ней становится «аппетитней».

Изначально кажется, что фильм будет для детей, с простой сюжетной линией и моралью о победе добра над злом, где всё предельно ясно. Добро действительно одерживает победу, так как семейка лис и их друзья животные одолевают жаждущих мести фермеров, но суть не в самом сюжете и даже не в концовке, а в идеях, которые дано разобрать не всем. На деле, будь я помладше, я бы не поняла нюансов, скрытых во взрослых шутках, в деталях, в проблематике и в поднятых темах.

Уэс Андерсон превратил игрушечную машинку в авто профессионального водителя, на котором главный герой Мистер Фокс и его друг опоссум Кайли Свен бежали во время стрельбы. Такой приём позволяет придать жестоким событиям детскую невинность, чтобы сделать его доступным для всех возрастов.

Он окружил сына Мистера Фокса – Эша – проблемами, присущими обычному подростку, несмотря на тот факт, что Эш – необычный тинейджер, а лисёнок.

Режиссёр сделал кукольный фильм по детской книге – но получился фильм для взрослых! «Переписав» историю из сказки на новый лад, он показал злодеев ещё более яростными. Теперь уже пьяный крысёныш работает на фермеров, выражается нецензурной лексикой и имеет при себе складной ножик, которым всем угрожает.

А на собаках, которые выполняют роль охранников кур на территории фермеров, с точной «физиологической» детализацией проявляется устрашающая морда и полный бешенства взгляд. Интересно заметить, что именно собаки, которые находятся на побегушках у фермеров, не имеют характера и человеческих повадок, в отличие от всех остальных животных в этом мультфильме. Этот важный момент подчеркивает проблему бесчувственности по отношению к окружающему миру и душевную пустоту в жизни мстительных фермеров.

Уэсли Андерсон поступил разумно, оставив в фильме минимум жестокости. Во время сцен с растерзанием жертв нападений лиса, в кадр не попадает сам момент кровавой расправы, но по летящим в разные стороны лоскутам одежды и перьям можно понять, что он там есть.

Особое внимание хотелось бы уделить операторской работе и музыкальному сопровождению, благодаря которым кажется, что смотришь игровое кино, а вовсе не мультфильм с кукольными персонажами. Очень профессионально передаются эмоции и ощущения героев с помощью мимики кукол и чувственных голосов актеров озвучки. Таким образом режиссёр одушевляет кукол в глазах зрителя, наделяя их собственным характером и историей. А музыка меняет настроение, добавляет особую атмосферу и создаёт эмоционально-смысловое пространство, с помощью которого мы будто бы перемещаемся в события в этом фильме. И то, как сменяют друг друга быстрые и долгие планы и как берется приближённым кадром мордочка героя в острый момент – сделано необычайно искусно. В этом проявляется великолепный и оригинальный стиль Уэсли Уэльса Андерсона.

«Бесподобный Мистер Фокс» – отличный мультфильм с отсутствием наивности, свойственной другим современным анимационным фильмам. Уэс Андерсон смог соединить в нём первоначальный сюжет детской сказки с нравственной проблематикой, суть которой осознаешь с возрастом. Он смог органично соединить в одну картину существующих в реальности и фантастических героев, и обыграл это таким образом, что между ними не возникает пространства и недопонимания.

Фильм поражает своей простотой и глубиной поднятых нравственных проблем, тем самым он становится доступным для любого возраста, а красота кадра, как с полотен эпохи Ренессанса, пробирает зрителя своей законченной целостностью.  Куклы – «магическая» техника съёмки фильмов, которая появилась достаточно давно, но актуальна до сих пор. Не каждому она оказывается под силу, но мастер Уэс Андерсон смог воплотить детские фантазии взрослых людей в реальность и заинтересовать современного зрителя.

Арина ФИРСОВА, 16 лет  

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


три × пять =