Кто-то сказал, что после 30 поэтом быть зазорно. Может быть. В юности каждая новая рифма кажется гениальной и молодой поэт носится с ней по редакциям, доказывая что-то друзьям, себе и миру. Затем приходит возраст зрелости, когда «Как ни был бы удел сей сладок, // Но чувственный миропорядок // Пора оставить молодым…»
Но поэзия – это дар Всевышнего, и противиться ему грешно в любом возрасте. Поистине счастлив тот, кто к этому времени стал настоящим мастером. Никто уже из друзей и критиков не посмотрит на твое творчество свысока. Все понимают, что каждая строка мастера – на вес золота.
«Учитель написал про улицу и липы,
А там тогда росли сплошные тополя…
Но он-то был – поэт, воистину – великий,
И вещие слова услышала земля».
Александр Кердан – поэт, переводчик, лауреат множества литературных премий и наград, Заслуженный работник культуры РФ, почетный профессор Уральского института бизнеса имени И. А. Ильина давно уже стал признанным мастером и выступает на крупных литературных Форумах экспертом и председателем жюри. Ему свой статус подтверждать не надо, а для сохранения читательского интереса впору издавать Многотомные собрания, монографии, избранное. Ведь мастера обычно пишут статьи, рецензии или учебники и крайне редко – стихи.
«Парадоксальность бытия // Уже постиг, как будто я…»
Тем и примечателен сборник «Времена», что в нем собраны стихи исключительно свежие – написанные в 2014-15 годах. И это не признак старческой графомании. Бывает, что и у мастеров, просыпается второе, третье дыхание. И все-таки для выхода такого полноценного, совершенного сборника новых стихов нужен был повод.
«Была когда-то первая любовь,
Теперь пора последней наступила.
Но у любви любой такая сила,
Что каждый раз – всё неизбежно вновь».
В некоторых произведениях Александра Кердана сказывается богатый опыт поэтических переводов с азербайджанского и других восточных языков. Некоторые произведения явно написаны мастером рубаи:
«Вино ценней становится с годами,
Но разговор совсем не о вине.
Чем больше расстояние меж нами,
Тем образ твой милей, дороже мне».
Умело и бережно передавая особенности оригинала, Александр Кердан и сам в совершенстве освоил, впитал в себя пряный аромат поэзии Омара Хайяма, Саят-Нова и современных восточных поэтов.
«Ты смотришь, как цветок, сама цветку подобна,
Прекрасна и нежна, склоняешься к нему,
Как будто разглядеть пытаешься подробно
Секреты красоты….»
«Сезонная» композиция сборника в одном календарном цикле отражает всю долгую и многотрудную жизнь лирического героя, в которой вслед за осенью и студеной зимой неизбежно приходит новая весна, а следом и плодотворное лето.
Жизненный опыт автора позволяет не только раскрыть вечные темы поэзии и философии, но и предложить лирическому герою совершенно необычные жизненные обстоятельства. Есть тут и «развод, как будто крах планеты», и горечь потери: «Ты умер, сын мой, от любви большой, // Поскольку в этой жизни был поэтом…»
В диптихе «Черный пруд» представлен любимый герой русской классики – маленький человек. А в стихотворении «Беглец», раскрывается новая не описанная в классической литературе тема искупления предательства, как родового проклятия: «Твой отец – дезертир. Он однажды бежал с поля боя. // А потом он однажды вот так же бежал из семьи. // И, хоть грудь разорви, но наследственность – память изгоя…». Есть место и воспоминаниям об ушедших временах и старых товарищах: «Я во дворе в сотый раз окликаю своих // И – днём с огнём – своего здесь ищу человека, // Кто не предаст и ответит сполна «за базар». // Рвущий страну и торгующий честью с экрана…».
Боль за судьбы Родины и своего народа, обращение к Богу, память о друзьях и целая жизнь мудреца отражены в одном годовом цикле зрелого мужа и влюбленного юноши, пережившего свой «Год литературы» в котором:
«Пока ловила синекура // Подачки с барского стола// Российская литература// И без подачек прожила».
Княз ГОЧАГ
Александр Кердан. «Времена».
Издательство «АсПУр» Екатринбург 2016.
ISBN 978-5-904900-22-9
Оставить комментарий