Что почитать? Этим вопросом постоянно задаются и взрослы, и дети. В рамках программы «Московская программа летнего чтения 2020» на портале summer.bibliogorod.ru существует целый список того, что рекомендуют почитать библиотеки Москвы. В поддержку этой акции Библиотека 166 имени 1-го Мая решила составить свой небольшой список того, что можно читать всей семьёй.
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери
Эту удивительную сказку можно назвать и повестью, и притчей, но главное — это книга, которую каждый взрослый должен перечитывать, чтобы никогда не забывать, почему поговорить с ребенком о баобабах и розах — важнее, чем починить мотор. Для военного летчика Маленький принц становится проводником к забытому уголку его сердца — тому, где детство не кончается.
Герой в силу своего возраста вынужден жить в мире «взрослых», где удав, проглотивший слона, похож на кривую шляпу, а важными считаются совсем неважные дела и мысли. Глядя на Маленького принца, он возвращается к ребенку внутри себя, голос которого уже давно едва слышен, и вот — крепнет с каждым словом белокурого мальчика с длинным шарфом, прилетевшего с другой планеты.
«Синяя птица», Морис Метерлинк
Рождественская сказка Мориса Метерлинка «Синяя птица» — это пьеса с удивительно простым и в то же время удивительно важным посылом, которая учит видеть скрытое в простых вещах. Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, приникшие к окну своей бедной хижины, во все глаза глядят на подготовку к Рождеству в богатом доме напротив. Они отчаянно нуждаются в чуде — и чудо приходит в их жизнь в облике хромой и горбатой Феи Берилюны, которая своим видом олицетворяет то, чему предстоит научиться детям — «надо быть смелым, чтобы видеть скрытое».
«Странный народ эти Люди!.. Когда Феи вымерли, люди ослепли, но они даже не замечают этого», — сетует Фея, и уводит детей в волшебную страну, чтобы научить их видеть, пока они еще могут поверить в сказку.
Все происходит в царстве грез: мать и отец видят только мирно спящих Тильтиля и Митиль, а в это время мальчик поворачивает алмаз на волшебной зеленой шапочке, и хижина оживает. Дети видят суть вещей: робкую и неловкую Душу Молока, веселые Души Караваев, Душу Воды в облике прекрасной девы и ослепительную Душу Света. В их сопровождении дети отправляются на поиски Синей птицы. Они побывают в Стране Воспоминаний, во дворце Ночи, Садах Блаженств и Царстве Будущего — но каждый раз, казалось бы, обретенная птица счастья, оказывается чем-то иным. Дети возвращаются с пустой клеткой в свою хижину, но хижина уже не та, что раньше. Здесь разлита радость, все кажется им ярким и светлым, а вовсе не бедным и убогим — ведь в каждой вещи дети научились видеть живую душу. Тильтиль и Митиль оканчивают свое путешествие, казалось бы, там же, где и начинали, но теперь они смотрят на все другими глазами. Бедность не страшна тем, кто может увидеть Душу Света «в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей звёздочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе».
Но поделиться своим открытием с родителями детям не удается: как часто бывает, мама и папа Тильтиля и Митиль смеются, не принимая их выдумки всерьез. И дело не в том, что у них нет волшебной шапочки с зеленым алмазом: и у Тильтиля с Митиль ее на самом-то деле не было. А были широко раскрытые глаза, готовые увидеть сказку, и души, готовые ее принять.
«Кондуит и Швамбрания», Лев Кассиль
Оглядите вашу квартиру: несколько комнат, кухня, коридор, казалось бы, ничего необычного, но для ребенка она может быть восточным дворцом, лесной хижиной или, например, большим пароходом — какой она была для Лели и Оськи из повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания».
Жизнь у Лели и Оськи, детей доктора, непростая: в их гимназии строгие нравы, а родители ставят в угол за то, что шахматная королева пила чай с шахматным королем, а потом потерялась.
В углу и рождается Швамбрания — воображаемая страна вулканического происхождения, окруженная бескрайним Тихим океаном. Оказывается, чтобы создать свою собственную страну, нужно не так уж много: книги Жюля Верна для вдохновения и баночки лекарств с заковыристыми названиями для создания имен и топонимов. Страна была совсем настоящая: у нее была карта, по очертаниям похожая на зуб из рекламы, многовековая история и жители — «швамбраны», все как один моряки, среди которых особенно отличался полиглот Джек, чей словарный запас был наполнен фразами из карманного разговорника, купленного на базаре.
Швамбрания живет, воюет, переживает революцию и свержение царя, а потом прекращает свое существование. Подросшие ребята сами отказываются от нее, чтобы уберечь свои детские воспоминания от воздействия внешнего мира, да и реальный мир стал занимать большую часть их мыслей, чем воображаемый: папа уехал на фронт, Леля дает уроки за фунт мяса в месяц, а «швамбранские дрова годятся только для отопления воздушных замков».
«Ковер-самолет», Владислав Крапивин
В цикле детского писателя Владислава Крапивина «Летящие сказки» чудесное случается с обычными школьниками, которые жаждут приключений и не боятся поверить в сказку: Антошка Топольков становится Летчиком для Особых Поручений, а Женя Ушаков — Рыцарем Оленя на острове Двид. Но есть среди персонажей Крапивина герой, которому это действительно нужно — Олег, герой-рассказчик повести «Ковер-самолет», из жизни которого болезнь забирает отца, а взамен приходит дядя Сева с пятилетней Ленкой. И Олежка сбегает из дома, от виноватого взгляда и «отеческих» касаний дяди Севы и от Ленки, которая называет «мамой» маму Олежки. Сбегает на самом деле всего на одну ночь. Наутро мама забирает мальчика домой от его новоприобретенного друга Витальки, но настоящий дом для него теперь — это чердак. Волшебный чердак, в сумраке которого ребята забывают о реальности. Главный волшебный предмет — это, конечно, ковер-самолет, извлеченный из пыльного чулана. Но на самом деле его могло бы и не быть: чудеса случаются в воображении мальчиков, в котором оживают картонные солдатики, а старый ковер кажется сокровищем, даже когда о его волшебных свойствах еще неизвестно.
Вознаграждая ребят за доверие, ковер поднимает их в воздух, и они летают над городом, над рекой — пока не становятся взрослыми. Но иногда и взрослый человек может помочь ребенку увидеть чудо. И через много лет, увидев знакомый ковер-самолет, а возле него робкого мальчика в синей майке, повзрослевший Олег Лапников говорит ему: «Правда, малыш, правда. Нужно только очень захотеть!»
«Мэри Поппинс», Памела Трэверс
Если бы дети хоть как-то могли на это повлиять, все взрослые бы были такими же, как Мэри Поппинс. Они бы понимали, что говорят соседские собаки и скворцы на ветках, микстура бы у них в руках превращалась в клубничное мороженое, а их знакомые были бы такими же чудными, как дядя Мэри Поппинс мистер Паррик.
«Мистер Паррик, извините, я всегда знала, что вы немного странный! Но я всегда закрывала на это глаза, раз вы аккуратно платили за квартиру. Но такое поведение — пить чай с гостями в воздухе, — мистер Паррик, я поражена вашим поступком, сэр!» — праведный гнев экономки мисс Персиммон — обычная, и, к несчастью, очень частая реакция «правильных» взрослых на поведение тех, кто ведет себя совершенно неподобающим образом, как дети. Но сколько искреннего смеха и улыбок вызывают дурачащиеся дяди и тети у детей — им кажется, что взрослые наконец-то с ними заодно, потому что поняли, как это весело ловить смешинки и начинать ужин сразу с торта.
Старшие Джейн и Майкл в повести Памелы Трэверс уже почти совсем большие — им не так-то просто поверить в чудеса, которые начали происходить с появлением в их доме Мэри Поппинс. То ли дело близнецы, не прожившие на свете и года, — они могут подружиться с солнечным лучом и удивляются, почему никто не понимает, что говорит ветер.
«Ведь она не виновата, бедняжка, что всегда говорит не то. Она просто-напросто ничего не понимает», — с такими мыслями маленький Джон улыбается своей маме миссис Бэнкс. И если даже маленькие дети могут быть снисходительными к взрослым, не виня их в том, что они уже выросли, может, и взрослые могут в ответ постараться если не услышать, то хотя бы догадаться, о чем же все-таки говорит ветер.
Ну что, ищите книги в библиотеках Москвы и получайте удовольствие;)
Оставить комментарий